?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

27 апреля в Томске покажут спектакль «Песни о Родине». Спектакль для нашего города необычный – объединивший в одном художественном пространстве три разных сибирских театра и прозу трех разных современных писателей. Спектакль, оказавшийся скандальным еще чуть ли не до премьеры и в самой своей судьбе отразивший болезненное состояние нашего общества (вторую новеллу «История о Православном ежике» по произведениям Майи Кучерской под давлением православных активистов создателям постановки пришлось заменить на «Битву за океаном» по Дмитрию Пригову). Спектакль – не покорившийся, и всегда готовый к изменениям и к росту. Спектакль, являющийся очень актуальным высказыванием про нашу жизнь.

благое дело1

«Песни о Родине» появились в феврале 2015 года как совместный проект трех театров: Новосибирского театра-студии «Первый театр», Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» и Томского театра юного зрителя, объединившихся под эгидой Театральной компании «Гамма». Три новеллы, поставленные тремя разными по почерку режиссерами Павлом Южаковым, Дмитрием Егоровым и Алексеем Крикливым, органично объединились в одно целостное художественное высказывание.

Спектакль начинается с песни «С чего начинается Родина». Точнее, с ожидания этой песни. Но уже звучащие в головах зрителей до боли знакомые строчки на сцене оборачиваются стоном-мычанием. Песня никак не выпевается – сложно разобраться в своих чувствах к Родине, к такой, какая она есть сегодня, к такой, какая она была совсем недавно, к такой, какой она, кажется, стремится стать.

GwjXady0MF8

Первая картинка этого театрального триптиха – новелла «Благое дело» Д. Глуховского, поставлена режиссером Первого театра Павлом Южаковым и его актерской труппой. Образная проза Глуховского – мгновенный фотоснимок с нашей действительности, из быта и бытия маленького человека: «шестиметровая кухня, сервант с пыльной посудой, неказистые магниты, ползущие вниз по холодильнику, лаконичный мужской бутерброд – докторская на бородинском, комаром, зубной болью нудящая жена» и коньяк как средство примирения с ненавистной реальностью.

Стоит немножко пристальнее вглядеться в детали и действительность теряет свою незыблемость, превращается в фантасмагорию. Это вслед за писателем Дмитрием Глуховским и проделывает режиссер Павел Южаков.  Гаишник предстает в образе рабочей пчелы, с жужжанием собирающей свою подать, старенький автомобиль явлен нам в виде дребезжащего ведра…

В спектакле перемешаны разные реальности - реальная и виртуальная, между ними стерты все границы - люди из телепередачи столь же телесно реальны, как главный герой и его жена. А как же иначе, ведь эти виртуальные люди влияют на сегодняшнюю действительность куда сильнее, чем люди реальные.

пеблагое дело

И фантастическая развязка этой новеллы представляется совершенно логичной. Когда чуть ли единственному в этом мире честному милиционеру махровые  взяточники признаются, что они инопланетяне, а астрономические суммы денег они собирают с единственной целью – починить свою космическую флотилию и покинуть Землю, этому заявлению веришь безоговорочно и даже с радостью. Потому что иного вразумительного ответа на вопрос, куда коррупционеры девают прорву наворованных ими денег, представить невозможно.

Центральная часть трилогии - версия новеллы Дмитрия Пригова «Битва за океаном». О матче между хоккеистами СССР и США писатель рассказал в анекдотно-былинном стиле. «Поспорили как-то Никсон, президент американский, с Первым секретарем ЦК КПСС и Председателем Совета Министров СССР товарищем Хрущевым…», кто из нас в детстве не рассказывал анекдотов с похожим началом?

В спектакле «анекдот» излагается с трибуны женщиной в строгом костюме партработника. Излагается как доклад о реальных событиях и в тоже время очень страстно. Ненависть докладчицы к «Никсону, президенту американскому» так сильна, что она в ярости ломает карандаш, произнося его имя. А любовь к «Первому секретарю ЦК КПСС и Председателю Совета Министров СССР товарищу Хрущеву» так велика, что весь этот перечень должностей она произносит как молитву, возводя глаза к небесам.

докладчица

А перед зрителем разворачивается не просто хоккейный матч, но масштабная битва с чудовищами. Реальность здесь постоянно корректируется. Выстоявшие в неравной борьбес  коварными и почти непобедимыми врагами советские хоккеисты обретают статус былинных богатырей. А рассказ Пригова и театрализованная новелла Егорова показывает как создается современная мифология.

«Вышел Владислав Третьяк — Член ЦК ВЛКСМ из самолета, прошел по красной дорожке прямо к Первому секретарю ЦК КПСС и Председателю Совета Министров СССР товарищу Хрущеву и сказал: "Товарищ Первый Секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР, задание родины выполнено". Сказал и упал замертво. А в Америке с тех пор в хоккей не играют».

битва

Заключительная сюжет по рассказу «Хрустальный мир» Виктора Пелевина включает в себя и элементы анекдота, и мифологию, и в то же время претендует на философское осмысление действительности.

Ночь, улица, фонарь и Шпенглер. Промозглый октябрь 1917-го, двое юнкеров, охраняющих подходы к Смольному. Юнкеров безмерно приятных, охраняющих свой пост прямо-таки со старосветской учтивостью («Мадам, вам следует немедленно вернуться домой»). Один из молодых людей – явно бывший студент; он цитирует Шпенглера, рассуждает об умираниях культур и, между прочим, о своей миссии. Второй – по-юношески наивный, доверчивый и неискушенный еще разнообразными знаниями и философиями,  прислушивается к словам товарища и пытается их осмыслить. Юнкера Юрий Попович и Николой Муромцев, как и былинные богатыри с созвучными фамилиями призваны защитить хрустальный мир от некоего всеразрушающего чудовища, остановить некоего древнего демона

как бы Ленин

Реальность, между тем, груба и неприятна – бесчеловечный петроградский проспект, промозглый ветер, холодно, голодно и надо охранять подступы к Смольному. Вместо того чтобы почетно сражаться с достойным противником, им приходится отправлять назад мирных прохожих (в спектакле гротескно сыгранных персонажей) – картавящего господина с бородкой, медсестру с инвалидом…

Зритель из своего будущего прекрасно понимает, кто такие эти карикатурные персонажи, пытающиеся пробраться в сторону Смольного. Понимает он и то, что Илья Муромец образца 1917 года свою миссию не выполнит.

Но юнкерам это неведомо. Они гарцуют на качелях-лошадях, и только под воздействием наркотиков могут приблизиться к осмыслению происходящего. Только тогда можно взмыть в воздух и почувствовать красоту и хрупкость окружающего мира.
Хронологическая линия спектакля направлена из нашего настоящего через советское прошлое к ключевой точке слома времен, моменту, когда древний демон одержал победу, и линия судеб миров получила иное направление.

R-6f7pWNQ-o

Я посмотрела «Песни о Родине» в 2016 году. И за минувшие с тех пор два года он не только не утратилсвоей актуальности, но стал еще злободневнее. Происходящее вокруг нас становится все абсурднее, прошлое и настоящее все активнее мифологизируется, а мир все становится уязвимее. И с каждым днем все яснее, что предъявляемая нам в спектакле фантасмагорическая действительность ни что иное, как самая реальная реальность. Но есть надежда, что точка невозврата еще не пройдена, и Илья Муромец нового времени на сей раз выполнит свою миссию и убережет хрупкий Хрустальный мир от демона разрушения. Кстати, таким «богатырем» может оказаться каждый из нас.

Фото - "Песни о Родине" https://vk.com/club85472519

Profile

театр в Томске
teatr_tomsk
Театр в Томске

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel