Natalie (na_talie) wrote in teatr_tomsk,
Natalie
na_talie
teatr_tomsk

Category:

Дом окнами на болото



17 сентября Театр юного зрителя открыл новый сезон мифологическим рассказом «Сказ об Иване-мастере». Спектакль поставлен по пьесе томского писателя Александра Казанцева. Пьеса эта томским театралам прекрасна знакома – спектакль по ней «Ванюша, Иван Петрович» с успехом шел в томском ТЮЗе несколько десятилетий. Этот факт можно иметь в виду, но не нужно на него ориентироваться в современном театре автор художественного произведения режиссер, и только он. Новый спектакль новое художественное произведение.

И новый спектакль по старой пьесе получился действительно другим. В нем куда меньше азарта, интриги, задора, игрового начала, «тюзятины» в хорошем смысле этого слова. У петербургского режиссера Екатерины Максимовой получился спектакль серьезный, просветительский, обучающий.

Человек, интересующийся историей родного города, увидит, как серьезно отнеслись постановщики к нашему деревянному зодчеству – в спектакле можно полюбоваться на кружево деревянных окошек.

Человек, интересующийся русским фольклором, услышит в спектакле русские народные песни и посмотрит русские народные танцы – совершенно аутентичные и нисколько не осовремененные.

Тот, кто интересуется природой родного края, может послушать голоса сибирских птиц с последующим пояснением, какой именно птице принадлежит «песня» (подобное я встречала во многих краеведческих музеях, но в спектакле это, конечно, интереснее).

Но это все, конечно, «детали орнамента», приемы, которые украшают спектакль и могут работать или не работать на художественную целостность произведения.

Пока в спектакле эти приме существуют как-то отдельно, а сильная сценография Сергея Лавора побеждает режиссуру. Ты не столько следишь за развитием действия, за сюжетом и взаимоотношениями персонажей, сколько любуешься прекрасным болотом, сотканным из тумана и света. Отмечаешь пустые глазницы окон разрушенного дома. Этот дом окнами на болото – словно призрак некоего прежде (может, сто, а может, и двести лет назад) обитаемого жилища, сохранивший предания и легенды, и готовый поведать их тому, кто умеет слышать.

«Жить на севере страшно и холодно…», – поет Наталья Нелюбова. Эти строчки, не вошедшие в спектакль, прекрасно характеризуют топос – место действия спектакля. Жизнь персонажей определяют две стихии – сибирские болота и сибирская тайга. Эти стихии безграничны и непобедимы, они воспитывают стойкость и закаляют характер.

1

3

Обитатели дома с окнами на болото и тайгу бесконечными зимне-сибирскими вечерами рассказывают друг другу страшные истории. И, конечно же (и это даже неизбежно) когда-нибудь одна из таких историй случится и с рассказчиком или слушателем. Ему придется пройти инициацию, выковать свой характер, встретившись с Лихоманкой, Шишигой, Кривым Ерахтой и другими сказочными обитателями тайги и болот и в итоге из простого и безалаберного паренька Ванюши стать уважаемым односельчанами Иваном-мастером.

2

Понравится ли старая сказка на новый лад зрителям, будет ли «Сказ об Иване-мастере» пользоваться такой же популярностью, какой долгие годы пользовался «Ванюша, Иван Петрович», покажет время.

Фото: Томский ТЮЗ.
Tags: Детям, Казанцев Александр, Лавор Сергей, Максимова Екатерина, ТЮЗ, премьера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment