?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Достаточно открыть любое произведение Цветаевой, и на тебя словно обрушивается лавина голосов. Даже в записных книжках она постоянно в диалоге - с близкими людьми и случайными прохожими, с душой, с собой, с судьбой, с будущим читателем. Поэтому стремление режиссера Андрея Колемасова убрать границу между актерами и зрительным залом, превратить спектакль «Сонечка» в искреннюю беседу героев «Повести о Сонечке» с – «через сто лет» - читателями, кажется очень органичным духу цветаевской прозы. Цветаева каждого входящего в ее жизнь и в ее дом пыталась сделать соизмеримым себе, как минимум собеседником. Такими собеседниками по замыслу режиссера должны стать и зрители спектакля «Сонечка».

Поэтому на время спектакля фойе ТЮЗа превращается в гостиную старинного дома. Полукруг белого стола, свечи (по свече - на каждого), рояль. Элегантные актрисы в белом с черным встречают гостей и разливают чай.



«15 мая 1937 года, суббота. Письмо из России. Открываю - и первое, что вижу, совсем в конце: Сонечка Голлидэй...» Голос звучит из самого центра импровизированного зрительского зала. Сидя за столом, в окружении зрителей актриса Ольга Рябова (Жанна Апарина), Марина Цветаева 1937-го года рассказывает о Сонечке, своей Сонечке, своим читателям из будущего.



Рассказывает и вспоминает свой 1919 год, свою съеденную революцией молодость. (В спектакле молодую Цветаеву играет Ольга Ульяновская).



Цветаева пишет «Повесть о Сонечке» в 1937 году. Для нее, находящейся тогда в эмиграции, цифры 1937 не несли еще такого сакрального ужаса, как для тех, кто жил в СССР. Для Цветаевой «велик и страшен» был год 1919 - время хаоса, разрушенного мира, бесконечного холода и голода. Реальность, в которой, чтобы не умереть, приходится жечь мебель отчего дома, в которой между двумя голодными детьми приходится делить одну картофелину, где лучших людей расстреливают или они гибнут на войне или принимают решение уйти из жизни (как один из героев «Повести», актер МХТ А. А. Стахович).

«Мой день: встаю - верхнее окно еле сереет - холод - лужи - пыль от пилы - ведра кувшины - тряпки - везде детские платья и рубашки. Пилю. Топлю. Мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре. Самовар ставлю горячими углями, которые вынимаю тут же из печки. (Хожу и сплю в одном и том же коричневом, однажды безумно-севшем бумазейном платье, шитом весной 17го года за глаза у Аси в Александрове. Все прожжено от падающих углей и папирос. Рукава - когда-то на резинке - свернуты в трубу и заколоты булавкой.)» Так Цветаева описывала один свой день 1920 года.

В той страшной реальности, чтобы выжить, надо было сотворить другую реальность, где царят любовь и рыцарство. Быту повседневности - противопоставить - бытие духа.

Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!
Взойдите. Гора рукописных бумаг...
Так. - Руку! - Держите направо, -
Здесь лужа от крыши дырявой.


Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,
Какую мне Фландрию вывел паук.
Не слушайте толков досужих,
Что женщина - может без кружев!

...
- А что с Вами будет, как выйдут дрова?
- Дрова? Но на то у поэта - слова
Всегда - огневые - в запасе!
Нам нынешний год не опасен...

От века поэтовы корки черствы,
И дела нам нету до красной Москвы!
Глядите: от края - до края -
Вот наша Москва - голубая!


Таким бытием духа и были для Цветаевой встречи с Софьей Голлидэй, актрисой 2 студии МХАТ.



После публикации в СССР «Повести о Сонечке» Анастасия Цветаева усомнилась: а была ли реальная Софья Голлидэй такой, какой ее изобразила Марина, не наделила ли поэтесса ее своей речью. «...такое родство речи Сонечки с Марининой? Поразительно...» - писала Анастасия Ивановна в 1977 году Павлу Антокольскому (кстати, одному из персонажей «Повести»).
Марина додумывала, изобретала людей. Но реальная Сонечка действительно говорила именно так как персонаж «Повести».

Этот необычный стиль свободной импровизации так удивительно схожий со стилем самой Цветаевой - в письме 1931 года Софьи Голлидэй к В. И. Качалову:

«Дорогой Василий Иванович, - пусть это письмо мое - будет еще одним лишним шагом - рядом с Вами - по Брюсовскому. - Знаете - так часто случается, что в последнюю минуту - самую дорогую и памятную - вдруг говоришь - глупо-глупо - «пишите открытки» или еще что-либо подобное...
Вот сейчас я пришла домой - и у меня горит лицо - от какой-то обиды на самое себя - а потому - прошу - одну лишнюю минуту - один еще шаг - одну линеечку слов...
»

Мне кажется, это родство речи, цветаевская ритмика - главное подтверждение удивительного родства душ поэта Марины Цветаевой и актрисы Софьи Голлидэй волею судьбы, связанных на короткий жизненный промежуток - три месяца и «свыше - человеческого века и сердца».

В спектакле, как и в повести, Марина Цветаева воскрешает картины из прошлого: от встречи - к разлуке. Сценическое пространство оформлено с предельной лаконичностью: из вещевого быта «Повести» в спектакль перекочевали только кресло, свечи, да коралловое ожерелье. А песочные часы «трансформировались» в рояль: игра Сонечки с песочными часами и временем – пробег руки актрисы Ольги Райх по клавишам рояля. Время стало музыкой.



Исследователям известно только четыре снимка Софьи Голлидэй. Несколько афиш и газетных заметок с ее фамилией, несколько писем. Талантливая, но несчастливая в своей профессиональной судьбе актриса сегодня была почти никому не известна. Если бы Марина Цветаева не воскресила ее в своей «Повести». Быт не сумел поглотить бытие. Любовь победила смерть.

«...Не записала самого главного: веселья, остроты мысли, радости от малейшей удачи, планов пьес - все стены исчерканы строчками стихов и NB! для записной книжки! Не записала путешествия по ночам в страшный ледяной низ в Алину детскую - за какой-нибудь книгой, которую вдруг безумно захотелось, не записала нашей с Алей настороженной надежды: «не стучат ли? Кажется, стучат!» <...> Но жизнь души - Алиной и моей - вырастает из моей записной книжки - стихов - пьес - ее тетрадки.
Я хотела записать только день».

А если уж слишком поэта доймет
Московский, чумной, девятнадцатый год, -
Что ж, - мы проживем и без хлеба!
Недолго ведь с крыши - на небо.


Фото: Томский ТЮЗ.

Profile

театр в Томске
teatr_tomsk
Театр в Томске

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel