?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Старший сын_s

Открывший новый сезон Театра юного зрителя спектакль «Старший сын» получился неоднозначным, вызвавшим кардинально разные мнения и даже споры.

Я еще раз убедилась, что Вампилов закладывает в свои, казалось бы, простые, пьесы множество смыслов, и какие-то из этих смыслов, но, конечно, не все актуализирует режиссер, берущийся за постановку этого материала. (Я видела несколько версий «Старшего сына», и все это были спектакли о разном, был, например, спектакль, где Сарафанов был в первую очередь творцом. Он сочинял, и не только музыку, но и свою жизнь).

ТЮЗовская версия вампиловской пьесы, поставленная Андреем Шляпиным - это больше история Бусыгина, чем Сарафанова. (Хотя Александру Виниченко не откажешь в яркости и колоритности, но он прежде всего играет музыканта/творческую личность и уж потом, где-то на периферии отца, который в одиночку воспитал двоих детей. На мой взгляд, Сарафанову-Виниченко не хватает теплоты по отношению к своим детям).

Бусыгин (актер Владимир Хворонов) в томском спектакле – выглядит не столько студентом, сколько парнем «начавшим жизнь в трущобах городских», почти гопником. Такая трактовка образа вызывает много вопросов. Возможно, режиссер хотел дать нам образ человека, лишенного семейного тепла и потому с радостью, обретающего новую семью и пусть и вымышленного, но отца. Однако это показано не очень явно.

Самым убедительным персонажем получился Васенька. Актер Игорь Савиных очень органично передает и юношеский максимализм и метания его героя, и трагедию первой еще полудетской любви.

Очень интересна сценография (художник - Дмитрий Гребенкин) - действие вампиловской пьесы перенесено в пространство Томска, сразу узнается наша деревянная архитектура и наши фирменные окошки с резными наличниками.

В спектакле множество цитат: развевающаяся над вентиляционным люком юбка стройной блондинки напоминает культовые кадры с Мэрилин Монро, соблазнительная брюнетка в залитом лунным светом окне вызывает в памяти булгаковскую Маргариту.

Режиссер дает нам несколько ключей к трактовке спектакля.

Нина (актрисы Евгения Алексеева/Екатерина Костина) шьет свою свадебную фату под сказку Андерсена «Дикие лебеди» - пронзительную историю о сестринском самопожертвовании.

Лейтмотив постановки - «Eleanor Rigby», знаменитый гимн одиночеству от Beatles. Каждый из героев спектакля внутренне одинок (кстати, мне показалось, что актеры на сцене иногда существуют вне диалога, они разговаривают как бы сами с собой или со зрительным залом, а не друг с другом). Сарафанов постоянно вспоминает о своем послевоенном романе, размышляет о непрожитом варианте собственной жизни, который, возможно был бы более счастливым (роль Сарафанова «в возрасте 34 лет» исполняет Алексей Мишагин).

Постоянно движущиеся двери и окна – вероятно, символы новых возможностей, новых путей, открывающихся каждому из героев пьесы. Эти визуальные символы подкрепляются символом аудиальным - рефреном звучит паровозный гудок, который зовет вперед в новую жизнь. Но воспользуются ли герои «Старшего сына» этими возможностями, смогут ли преодолеть каждый свое одиночество и собраться в семью?

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
livejournal
Oct. 20th, 2015 04:47 am (UTC)
Старший сын - другой взгляд
Пользователь telluriya сослался на вашу запись в своей записи «Старший сын - другой взгляд» в контексте: [...] А вот вам другой вариант понимания постановки - "Неразгаданные загадки Вампилова" [...]
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

театр в Томске
teatr_tomsk
Театр в Томске

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel